Saturday, February 14, 2015

Виноделие в Америке, тезисы

Исторический факт - виноделие на американской земле рождалось дважды. Сначала в семнадцатом-восемнадцатом веке его начали развивать христианские миссионеры и монахи для нужд церкви. Затем к ним подключились и негоцианты. Однако именно этот этап стал знаковым в мировом виноделии. Он ознаменовался эпидемией филлоксеры. Филлоксера распространилась по привезенным из Европы в Америку лозам. А из-за несоблюдения санитарных норм распространилась и по всему свету. Кроме нескольких областей Португалии и Чили практически виноградники всего мира подверглись нашествию этого вредителя. В результате многие лозы погибли, были уничтожены или жестоко пострадали. Люди выжигали лозы, огораживали их рвами с водой, пытались лечить... Помогла специальная техника привоя. Все саженцы в мире сейчас прививаются на подножку (корень) американских сортов.

Однако в самой Америке не виноделие и даже не пивоварение было флагманом алкогольной промышленности. Американский народ предпочитал виски, чтобы под этим термином не подразумевалось в конце девятнадцатого - начале двадцатого века в США. Чрезмерное зачастую употребление американцами крепких спиртных напитков в то время и победивший пуризм привели  к принятию в двадцатых годах прошлого века 18-ой поправки к Конституции США, более известной под прозвищем "Сухой Закон". Эта поправка запрещала производство, продажу и транспортировку алкогольных напитков, за исключением спиртосодержащих лекарственных средств и напитков, употреблявшихся при проведении церковных обрядов. Это был суровый удар не только производителям виски и пива, но и по винодельческой промышленности. Пережить период сухого закона смогли не многие виноградари и виноделы. И хотя постепенно недовольство этим законом и его последствиями росло,  восемнадцатую поправку отменили лишь в 1933 году. А в некоторых штатах она просуществовала даже дольше - в Канзасе и Оклахоме до 1948, а в Миссисипи - аж до середины шестидесятых годов!

Маэстро Андрэ

С этого момента началось возрождение американского виноделия. Перед началом Второй мировой войны владелец многих калифорнийских виноградников Джордж де Латур "выписывает" из Франции специалиста. Этим специалистом, поднявшим производство вина в долине Напа, стал Андрей Челищев, получивший в Калифорнии прозвище "маэстро".  Челищев вошёл в историю как "выдающийся американский энолог русского происхождения".  Родился 7 декабря 1901 года в Москве в дворянской семье. Его отец был профессором права. Обучался в юнкерском училище в Киеве, откуда ушёл на войну (Гражданскую, на стороне Белого движения). Был тяжело ранен в Крыму, покинул Россию в рядах Русской армии Врангеля. 

Изучал сельское хозяйство в университете в чехословацком городе Брно (т.н. "Русская акция"), с 1930 года продолжил образование во Франции — в Институте Пастера и Национальном институте агрохимии, где изучал микробиологию и аспекты виноделия. Работал в Шампани в фирме Moët & Chandon. С 1938 года Челищев работает в США. Он начинает  в калифорнийском хозяйстве Beaulieu. За время своей работы на западном побережье США превратил ничем не примечательное местное вино во всемирно известное калифорнийское каберне. Считается одним из самых почитаемых виноделов XX века. Умер 5 апреля 1994 года в городе Напа, Калифорния. Здесь маэстро Челищеву установлен памятник. 

Роберт Мондави

Роберт Мондави — из самых влиятельных и самый известный персонаж американского виноделия. Сын итальянских эмигрантов, Роберт Джеральд Мондави родился 18 июня 1913 года в городе Хоббинге, штат Миннесота. В 1921 его отец Чезаре занялся выращиванием винограда и переехал в Калифорнию. Роберт окончил факультет бизнеса и экономики Стенфордского университета. В 1930 годах Роберт заинтересовался винами Калифорнии и начал работать на винодельне Sunny St. Helena Winery (сейчас она называется Merryvale). В 1943 он уговорил отца купить выставленную на продажу известную винодельню Charles Krug в городе St. Helena. В винодельне работали Чезаре Мондави, и его сыновья - Роберт и его брат Питер. Однако, после смерти отца братья не смогли договориться о дальнейшей работе. Роберт Мондави хотел сосредоточиться на качестве выпускаемого вина, а его брат Питер планировал наращивать объемы производства, следуя проторенному американскому пути. 

Роберт оставляет семейный бизнес и в 1966 в возрасте 52 лет он основал новую винодельню "Robert Mondavi Winery", которая стала первым предприятием в Напа, построенным с 30-х годов. В 1976 году он забрал свою долю из семейного бизнеса, оставив Питера главой винодельни Charles Krug, но получив взамен виноградники в регионе Oakville. Начиная с середины 60-х годов Роберт много путешествовал по Европе, изучал вина Бордо, Бургундии и Луары, Риохи, Тосканы и Пьемонта. Он подружился со многими виноделами, учился у них, подолгу с ними беседовал. У себя в Америке он начинает выпускать Каберне Совиньон, принесший ему славу, Пино Нуар и Совиньон блан, которому Мондави дал в Америке название Fumé Blanc. Всего через 10 лет после основания "Роберт Мондави" случилось знаковое для Калифорнии событие. На знаменитой слепой дегустации в Париже в топ-рейтинг вошли 3 из четырех белых вин от Мондави, и впервые красные вина из долины Напа опередили по оценкам традиционные французские. 

Достигнув успеха с элитными винами, Мондави в конце 70-х начал выпускать линию простых и доступных столовых вин под брендом Woodbridge (зинфандель, шардоне, каберне совиньон, шираз), которая принесла его компании материальную устойчивость и финансовое процветание. Мондави делает несколько революционных изменений в виноделии, включая организацию кулинарных (гастро-энологических) мероприятий и открытие виноградников и виноделен для свободного посещения широкой публики - организацию энотуризма. 

Роберт познакомился и подружился с бароном Филиппом де Ротшильдом (Baron Philippe de Rothschild). Идея совместного проекта с Шато Мутон-Ротшильд зародилась еще в 1970-м году на Гавайях, a в 1980 году она успешно воплотилась в жизнь. Для нового творения барон Ротшильд предложил наименование Opus (шедевр композитора), а Мондави добавил слово One (первый, единственный). И в самом деле, это вино стало первым в США представителем класса ультра-премиум, к которому тогда относились бутылки дороже $50. Идея Opus One была проста: сделать на калифорнийской земле истинно французское вино. Это классический бордолесский бленд -  купаж каберне совиньон (около 85%), мерло, каберне фран, пти вердо и мальбека, выдержанный около 1,5 лет в дубовых бочках и не менее года в бутылках. 

С самого начала задумывался истинный шедевр, не допускались никакие компромиссы относительно качества. Сотрудничество вековых французских традиций, инновационных американских технологий и в немалой степени маркетологов сделали свое дело — Opus One стало поистине культовым американским вином, за которым охотятся гурманы. Вино производится и продается в ограниченном количестве, хотя его нельзя назвать редким. Винтажи Opus One постоянно получают от Роберта Паркера оценки 93-95 баллов, что соответствует характеристике "выдающееся вино", несмотря на очень непростые личные отношения бывшие между двумя этими гигантами американского виноделия . 

Появление Opus One спровоцировало первый винный аукцион в долине Напа в 1981 году. Первый ящик дебютного винтажа Opus One ушел за 24 тысячи долларов! Впоследствии это мероприятие переросло в самый большой благотворительный аукцион мира, собираюший миллионы долларов для поддержки здравоохранения в Калифорнии. Кроме того, Opus One привлекло внимание виноделов и бизнесменов всего мира и открыло эру европейских инвестиций в Калифорнии. К концу 80-х уже дюжина международных фирм приобрела землю, построила или выкупила винодельни в США. 


Мондави создал партнерство с лучшими винодельческими семьями мира. В 1995 году он начал производство вина Luce della Vite (супертосканский бленд) в Тоскане вместе с маркизами Фрескобальди. В 2000 году он выкупил винодельню Tenuta dell'Ornellaia у Людовико Антинори (Ludovico Antinori), а в 2002 продал 50% акций её семье Фрескобальди. Тем самым закрыв главу во взаимоотношениях семей Антинори и Фрескобальди, этих Монтекко и Капулетти Тосканы. В Чили Мондави подружился с Эдуардо Чедвиком, владельцем компании Винья Эррасурис. Они нашли много общего в своем видении виноделия в целом, и в 1995 году появилось совместное предприятие Sena. В Австралии Мондави принял участие в совместном проекте Rosemount.


Мондави называли человеком Ренессанса, эту репутацию он приобрел благодаря любви к винам, хорошей еде, музыке и искусству. До конца своих дней он оставался щедрым меценатом и филантропом, его пожертвование  35 миллионов долларов Университету Дэвиса до сих пор считается одним из самых больших частных вкладов в высшую школу и науку.

Роберт Паркер

Роберт Паркер (р. 23 июля 1947) — один из ведущих американских и мировых винных критиков. Родился в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1973 году окончил Мэрилендский университет со степенью доктора права. Затем около 10 лет работал юристом в банке, но в 1984 году оставил эту работу, полностью посвятив свою жизнь оценкам различных сортов вина.

Этот человек обладает уникальным обонянием и способностью к различению вкусов, и кроме того — хорошо натренированной сенсорной памятью — он навечно запоминает вкус однажды попробованного вина. Он продегустировал 220 000 вин — до 10 000 вин в год — и все их прокомментировал в своем знаменитом бюллетене The Wine Advocate. Он  разработал самую известную и востребованную в мире 100-балльную шкалу оценки качества вин — по винтажам (годам урожая) — так называемую шкалу Роберта Паркера — на которую равняются все мировые винные рынки. Издаваемый им с 1978 года бюллетень имеет более 40 тыс. подписчиков в США и в 37 других странах. 


Он написал несколько книг о лучших винах мира, а его Винный гид в 2000 страниц и в 1,5 кг весом выдержал 7 изданий, и все с нетерпением ждут следующего. По его собственным словам, его работа — это сплошной стресс, так как от его оценок зависит, ни много ни мало, экономическое благосостояние Франции. Классический пример - одинаково известные вина Margaux и Lafite Rothschild 1990 стоят соответственно $900 и $600 за бутылку потому, что вину Марго 1990 года Паркер дал оценку 100 баллов, а вину Лафит-Ротшильд того же года — только 94. Шкала Паркера имеет очень большое значение, если вы собираетесь инвестировать в вино.

У него необычная биография и необычно замкнутый для такого известного человека образ жизни. Роберт — самоучка, случайно пришедший в мир вина. Но среди ведущих мировых винных критиков и экспертов сейчас он занимает главное место. По образованию и первоначальному роду занятий — он юрист, и назвав свой винный бюллетень "The Wine Advocate", он связал эти две части своей жизни воедино. У него есть маленький виноградник, и он познает виноделие на практике, создавая собственное вино. Но не продаёт его! Он говорит, что это он делает не для денег, а чтобы лучше понять труд винодела и избежать упреков вроде: "Что евнух может знать о сексе?"

Его авторитет огромен, но и критика в его адрес — не меньше. Его упрекают в субъективизме и игре на руку производителям предпочитаемых им вин. Оценки столь авторитного эксперта — положительные или отрицательные — влекут за собой взлеты и падения винного рынка, и оппоненты Паркера призывают его быть ответственнее. Хью Джонсон, другой очень известный американский винный критик и писатель, как-то съязвил, сравнив влияние Роберта Паркера на рынок вина с действием урагана Катрина. Тем не менее, Паркер остаётся наиболее известным винным критиком в мире по мнению целого ряда газет и других изданий, несмотря (а может и благодаря) на многочисленные споры касательно его отзывов и оценок.

Сайт Роберта Паркера The Wine Advocate http://www.erobertparker.com/


Классификация - контроль по происхождению в Америке


В американском виноделии аналогом французского термина "аппеласьон", который и означает контроль качества вина по происхождению, имея в виду единство терруара (почвенно-климатических и географических условий) с местной винодельческой традицией, явлается понятие AVA - American Viticultural Area или американская зона (район ) виноделия. Контролируется правительством в лице Бюро алкогольных и табачных налогов и торговли (TTB)  Министерства финансов США.  

Существенным отличием от европейских законов является то, что AVA  определяет только географические границы, в пределах которых должно быть выращено по меньшей мере 85% винограда, используемого для изготовления вина. В этом смысле AVA больше похожи на итальянские IGT - Indicazione Geografica Tipica, чем на другие европейские системы контроля и наименования места происхождения вина (AOC, AOP, DOC, DOCG). Кроме того, американская система не ограничивает тип и сорт винограда, плотность и урожайность, а также методы виноделия. 

В настоящее время в США определено 206 AVA (на октябрь 2012 года), существует более  3 тыс. коммерческих виноделен и виноградников. Более 90% от общего американского производства вина сосредоточено на западном побережье,  в штатах Калифорния, Вашингтон и Орегон.

No comments:

Post a Comment