В посте раскрываются слагаемые винного ценообразования в Израиле. Объясняется из чего складывается стоимость вина на полках магазинов.
Израильский блогер и наш друг Алексей Железнов напомнил о статье, которую мы написали в сентябре 2016 года для сайта финансового журнала НЭП, которым руководит другой наш товарищ, Эмиль Шлеймович.
Есть темы вечные, неизменно вызывающие интерес собеседников. Можно бесконечно долго смотреть на море, на костер и на работающих людей. И можно бесконечно долго говорить о детях, политике и ценах. Дороговизна вина в Израиле — одна из таких вечных тем. На винных турах и дегустациях, в беседах с любителями вина она возникает постоянно.
Часто говорят, что, дескать, в Европе можно купить вино за 3-5 евро, а в Израиле «такое же» местное будет стоить 90-100 шекелей. Услышав это, я вспоминаю знаменитый монолог Жванецкого в исполнении Романа Карцева про раков: «те вчера были по пять, но большие, а эти маленькие, но сегодня, но по три»…
Цена на вино, как на любой другой продукт, складывается из разных факторов. В этой статье мы попробуем осветить некоторые из них.
Малые производители борются за выживание
В основе высоких цен в Израиле — не налоги и не расходы на кашрут. Есть куда более важный фактор, влияющий на ценообразование: диспропорция производителей. Крупные производители вольно или невольно, но образуют негласные картели, продавая свою продукцию по схожим ценам. Они находят приемлемый оптимум — максимальную из минимальных цен — которая отвечает массовому спросу.
Если просмотреть статистику израильских виноделен, то крупнейшие 12 из них производят более 90% вина в стране. Причем 3 самых больших — винзаводы Баркан, винодельни Голанских высот и «Кармель» вместе производят 85-88% общего количества. Ещё примерно 10% производят вместе около десятка виноделен-«миллионеров». И всего 1-2% рынка остается на долю 300 виноделен, включая бутики с выпуском 20-50 тысяч бутылок в год и так называемые «гаражные» винодельни, которые в год выпускают не более одной-двух тысяч бутылок.
Гиганты зарабатывают с производства и продажи дешевых вин массового сегмента. Это вина, розничной ценой в 20-40 шекелей. Выпуская их многомиллионными тиражами, винзаводы обеспечивают себе низкую себестоимость, и достаточно успешны в коммерческом плане. Лишь свои лучшие вина они производят для престижа, в очень ограниченных количествах, не особо заботясь при этом о коммерческой стороне дела.
Небольшие винодельни-бутики о такой роскошной жизни даже мечтать не могут. Они каждый день ведут борьбу за выживание. Они постоянно вынуждены гнаться, с одной стороны, за высоким качеством продукции, иначе их не будут покупать. С другой стороны, высокие издержки производства, ручной труд и небольшие количества производства порождают высокие производственные затраты, себестоимость и цену. Получается замкнутый круг. А если добавить к этой картине интерес торговых посредников между производителями и продавцами, оптовиков, которые забирают себе существенную долю заработка винодельни — то становится ясно, почему их вина столь дороги в магазинах.
Средние и мелкие винодельни зажаты в коммерческие тиски рэкета распространителей. Они вынуждены продаваться и довольствоваться лишь частью торговой выручки, за вычетом маржи продавцов и распространителей — либо самостоятельно искать каналы сбыта своей продукции. Но виноделы должны уметь делать вино, а не продавать его. Не будучи профессиональными торговцами, они порой допускают ошибки, и в итоге терпят убытки.
За тот десяток лет, что я занимаюсь изучением винной промышленности Израиля, несколько известных виноделен, имевших хорошую репутацию, производивших высококачественные вина, потерпели финансовый, коммерческий и производственный крах. По разным причинам, зачастую из-за человеческого фактора. Кому-то не повезло, кто-то ошибся. Лишь единицы смогли подняться вновь, а многие просто закрылись.
«Дрейф спроса»: пусть дороже, но лучше
В конечном итоге, предпринимателей не интересуют фантазии потребителей об идеале, их мечты о качественном, но дешевом вине: вино будет стоить ровно столько, сколько за него будут готовы отдать. И хотя ситуацию осложняют современные манипулятивные методы маркетинга, которые навязывают потребительские стереотипы — человек все равно идентифицирует себя с определенным сегментом рынка.
Выбирая машину, кто-то ищет малолитражку, а другому нужен спортивный «кар» ручной сборки. Выбирая вино, одни покупают «три бутылки за сто шекелей», другие — одну бутылку за 40-50 шекелей, следующая группа ориентируется на цены 60-80 шекелей, и так по нарастающей, вплоть до запредельных для подавляющего большинства покупателей цен на великие вина, что доходят до тысяч и десятков тысяч шекелей за бутылку.
На подобную сегментацию рынка влияет общая тенденция — доля качественных вин в общем объеме израильского производства растет, как минимум, все последнее десятилетия. Общедоступными стали самые передовые агротехники и методы виноградарства; постоянно и повсеместно внедряются новейшие организационные, химические и технические находки — от методов ведения хозяйств до обработки и переработки ягоды и сусла, от методик винификации до условий хранения и транспортировки.
Естественно, внедрение инноваций увеличивает итоговую цену продукта. Но, с другой стороны, покупатель, привыкнув к хорошему вину, уже не заинтересован в «понижении планки». Происходит дрейф спроса в дорогостоящий сегмент рынка — тем более, что и уровень компетентности публики тоже растет день ото дня.
Медленный оборот капитала
Ещё одна существенная особенность виноделия заключается в том, что оно находится на стыке сельского хозяйства и промышленности. Как аграрная отрасль, виноградарство и виноделие имеет сезонный характер: не соберешь урожай винограда чаще, чем раз в год. Да и каждый вид работы в винограднике делается только в свое определенное время. Есть работы зимние, весенние, летние…. Природу не ускоришь, не перенесешь, не рационализируешь.
Сезонность — один фактор, а другой — риск. Виноделие подвержено влиянию климатических и природных катаклизмов. Примеров тому множество: град в Бургундии и заморозки в Шабли во Франции этим летом, пыльная буря в начале сентября в Израиле год назад, и так далее. Эти риски, естественным образом, также становятся одним из ценообразующих факторов.
С точки зрения использования капитальных и финансовых активов виноделие относится к отраслям с медленной оборачиваемостью. В сегменте премиальных вин, для примера, уровня испанских «Риоха Резерва», вино поступает на рынок через пять лет после сбора урожая. И все это время винодел платит зарплату персоналу, оплачивает производственные затраты, покупает бочки, бутылки, пробки… Следовательно, либо винодельня должна иметь хорошую «финансовую подушку», т.е. свободный резерв, позволяющий пережить этот период, либо она должна иметь надежную и постоянно открытую кредитную линию — которую, кстати, тоже надо оплачивать.
Стоимость вина: три важных вывода на «посошок»
Таковы основные моменты, определяющие, в той или иной степени, розничную цену вина. Однако их перечисление, и даже понимание всех этих факторов не отвечает на конкретные вопросы простых людей. Потому приведу в заключение три главных, на мой взгляд, вывода.
1. О сравнении цен в Европе и в Израиле. Здесь все просто, народная мудрость ответила задолго до нас. Как говорится, за морем телушка полушка, да рубль перевоз. И ничего с этим не поделаешь.
Кроме того, у импортеров нет мотивации везти в Израиль дешевый товар низкого качества, потому что он не сможет конкурировать с аналогичным местным товаром, который стоит, как было сказано выше, максимально возможную из минимальных цен. Без транспортировки из-за моря.
Поэтому сравнивайте корректно. Если вы берете, к примеру «простую» «Вальполичеллу» из Италии за 2-3 евро, то аналогичное вино у нас стоит 30-40 шекелей, или в среднем — 33 шекеля (3 за 100). Да, это в два раза дороже, но это те самые расходы на кашрут, наши налоги на оборону и прочее, наше «островное», в экономическом смысле, положение. А то качественное вино, что мы покупаем здесь за 80 шекелей, в Европе стоит 7-10 евро.
2. О разных ценовых сегментах. Каждый из нас, покупателей, интуитивно уже нашел свою нишу. И покупает вино какого-то определенного сегмента. И качества. Потому, что бы там ни говорили скептики, но цена есть некий компромисс между спросом и предложением, а следовательно, и качеством товара.
Поэтому хочу дать совет. Пробуйте иногда выйти из привычного сегмента. Раз в один, два, три месяца купите вино из следующей ценовой ниши. Только сделайте это не спонтанно, а подготовьтесь, поищите отзывы в интернете, в книгах, поспрашивайте друзей и людей, вкусу которых вы доверяете.
Может быть, вы разочаруетесь, и трата лишних 20 шекелей окажется неоправданной. Но скорее всего, и я ответственно это заявляю — вам понравится. Вы почувствуете более богатые ароматы, сложные вкусы. Пробуйте, изучайте и пробуйте.
3. О великих винах и запредельных ценах. Приведу автомобильную аналогию израильского винодела Идо Левинсона. «Мерседес» стоит, возможно, в 3 раза дороже, чем «мазда». А «мазерати» может стоить в 5 раз дороже «мерседеса». Значит ли это, что «мазерати» в 15 раз лучше «мазды»? Ответ отрицательный. В конце концов, у обоих есть колеса, руль и мягкие сиденья. А вот спрос на них разный. Но тоже, между прочим, не в 15 раз.
Так и с винами. Есть вина хорошие, вкусные, без дефектов и болезней, по приемлемым ценам. Те, что называются «вином к столу на каждый день». Есть вина выше уровнем, которые мы открываем «по поводу» и к датам. Мы покупаем их заранее и бережно храним. И, наконец, есть винные «мазерати», про которые мы обычно только читаем. Потому что их цены выходят за рамки допустимого для нас.
Мир вина, как любой мир, богат, огромен, разнообразен и интересен. Это увлекательно — узнавать новые вина, винодельни, винные регионы, новые сорта, ароматы, вкусы. Не позволяйте цене, а главное, своему брюзжанию, закрыть дверь в этот увлекательный мир.
Лехаим!
No comments:
Post a Comment