Достаточно часто нам приходится отвечать на вопрос, почему цены на некоторые вина так высоки. Этот вопрос может быть задан в форме "почему дороги израильские вина?" Либо в форме "стоит ли тратить сотни шекелей на вино, когда такое же или почти такое же можно купить значительно дешевле?"
Цена на вино, как на любой другой продукт, складывается из разных факторов. Например, к стоимости вин, импортируемых к нам из-за границы, добавляются расходы на транспортировку, налоги на импорт и таможенные сборы. Но не эти добавки являются главной причиной дороговизны вина. Причина эта очень проста и называется "закон спроса и предложения". Закон этот утверждает, что пока на некий товар существует спрос, товар этот будет в цене. И чем больше людей хотят приобрести дефицитную вещь, тем она становится дороже. Именно по этой простой причине цена на бутылку великого вина удачного винтажа (года урожая) может достигать несколько тысяч долларов или евро.
Иногда этот растущий спрос может являться результатом простого манипулирования. Например, массированная рекламная компания может привести к увеличению спроса вне прямой зависимости от качества вина. Но все же обычно то, что заставляет любителей вина раскрывать кошельки, это не реклама, не мода и не красивые этикетки. А само вино. И спрос растёт на вина высочайшего качества, когда они невероятно хороши, сложны, богаты, изысканы, гармонично сбалансированы и доставляют удовольствие своим букетом и вкусом. Не секрет, что общее качество вин существенно повысилось за последние десятилетия, не в последнюю очередь и из-за использования новейших достижений и в виноградарстве, и в технологических методах винификации (изготовления вина). К сожалению, использование всех этих инноваций также способствует увеличению стоимости и, следовательно, цены вина.
Один из примеров - сбор урожая. В наши дни для вин топового сегмента принято собирать виноград вручную, зачастую ночью или рано утром. И если винодельни-бутики могут себе позволить использовать для этой цели добровольцев, то промышленные гиганты вынуждены использовать труд наёмных рабочих, чья ручная работа обходится много дороже использования комбайна. Более того, время сбора урожая ограничено, следовательно у виноградарей нет возможности сэкономить на количестве работников - весь урожай должен быть убран в оптимальные сроки, иначе пострадает качество вина.
Время начала (и завершения) сбора урожая определяется в основном степенью зрелости ягод винограда. Задержка сбора увеличивает риск потерь по климатическим факторам (град или осадки в прохладных регионах, волны жары в тёплых, пылевые хамсины у нас в Израиле). Печальные уроки истории учат нас, что существенная часть урожая текущего года может быть уничтожена непогодой всего за час, как это было с градом в Бургундии.
Ещё одним фактором, значительно влияющим на цену вина, является его выдержка. Процесс винификации начинается с момента сбора урожая, с момента, когда закончилась работа виноградарей. Которую винодел оплачивает, естественно. Однако, после нескольких месяцев работы вина верхнего сегмента разливаются по бочкам на выдержку, которая длится много месяцев, обычно полтора-два года. И даже после бутылирования вино несколько месяцев, иногда пару лет, выдерживают в бутылках до передачи в торговые сети. На языке экономистов это называется производством с медленной оборачиваемостью средств и затрат. Все эти несколько лет виноделы должны оплачивать труд наёмных работников и производственные расходы, оплачивать используемые ресурсы - электричество, воду, налоги и т.д. А оплата происходит лишь через несколько лет, по реализации продукции.
Кроме того, каждый вино имеет свою историю, которая, как правило, отражается на его цене. Возмьём, например, историю знаменитого вина Петрюс (Pétrus). В наши дни оно является одним из самых дорогих вин в мире. Расположено это хозяйство в правобережном апелласьоне Помероль ( Pomerol Appellation d’Origine Contrôlée) в Бордо, вина которого в общем считаются более простыми и дешёвыми по сравнению с левобережными грандами из Марго и Медока.
Подъём репутации винодельни связывается с началом 40-ых годов, когда её приобрела мадам Люба (Loubat). Новая хозяйка поручила виноделие и коммерцию Жан Пьеру Муэ (Jean-Pierre Moueix ). Они понимали, что их вино должно соответствовать винан Медока не только в качестве, но и в цене. Именно тогда был сделан первый шаг. После Второй мировой войны, руководство Петрусь занялось расширением рынка. Они активно взялись за продажи в других европейских странах, в Великобритании и в Соединенных Штатах. А после того, как в начале шестидесятых президент Джон Кеннеди сказал, что Петрусь - его любимое вино, то оно сразу же стало символом статуса среди зажиточных американцев. И цена вина ещё возросла.
Спустя ещё четверть века, уже в восьмидесятых годах, один из самых влиятельных винных критиков и писателей мира, Роберт Паркер, повёл целенаправленную рекламную кампанию и прославил вина Помероля вообще и Петрусь в частности. Вино стало общеизвестно, популярно и престижно. А увеличение спроса привело и к очередному скачку цены. Конечно, эта история не означает, что Петрусь не достойно своей высочайшей цены, и является исключительно творением удачного маркетинга, критики и рекламы. Это великое, по-настоящему высококачественное вино. Оно производится в очень ограниченных количествах, его годовой выпуск составляет всего примерно 30 тыс. бутылок. Винодельня строго следит за неизменно высочайшим качеством. Известно, что урожаи 1956, 1965 и 1991 годов были слабые по качеству ягоды и в эти годы вино не выпускалось вообще, это годы были пропущены. Владельцы Петрусь считают, что убытки от возможной потери репутации будут больше, чем доходы от продажи посредственного вина. Естественно, здесь применяются только ручной сбор урожая и ручная переборка ягоды. Известный курьёз - в 1987 году здесь даже были использованы вертолеты для сушки ягод и испарения из них излишек влаги. Но вся история Петрусь рассказана здесь для иллюстрации, как маркетинг и реклама, подкрепленные высочайшим качеством вина, могут вывести "крепкого середнячка" в одного из мировых лидеров индустрии.
Другой интересный пример даёт нам извечный конкурент Бордо - Бургундия. Исторически виноградники здесь принадлежали монастырям. Однако после Французской революции они были конфискованы и распроданы на аукционах. Покупателями были в основном местные крестьяне, раскупившие виноградники по небольшим участкам, вплоть до размеров в несколько лоз. Со временем происходили процессы ещё большего дробления участков. В результате появилось очень много производителей, среди которых выделяется группа тех, кто производит вина из винограда выращенного на отдельных высококачественных участках. А из-за того, что границы этих участков давным давно определены и постоянны, то производство винограда и вина ограничены. Спрос же на бургундские великие вина рос не в результате, а вопреки влиянию Роберта Паркера, который, кстати, был даже объявлен персоной нон грата в Бургундии. В наши дни изысканные монопольные бургундские вина занимают положение на вершине коммерческой винной пирамиды. А самым дорогим, видимо, является вино производства винодельни Домен де ля Романе-Конти (Domaine de la Romanée-Conti или DRC).
No comments:
Post a Comment